Горнолыжные приключения.
Тинь, Франция, 2013.
В одной рекламной газете я обнаружил статью психолога с названием "Семейные ссоры полезны для здоровья". Заявление показалось мне парадоксальным, и я статью прочитал. Аргумента два. Первый состоит в том, что известный тезис: "плохой мир лучше хорошей войны" не вполне верен. Причина в том, что конфликты интересов возникают всегда, и если они всегда решаются в пользу одной стороны, то такая идиллия рано или поздно заканчивается крупной ссорой, за которой следует разрыв отношений. Лучше пытаться по мере возможности не доводить до такого состояния и отстаивать свои интересы путем более мелких ссор, после которых мир может стать немного лучше.
Второй аргумент более оригинален. Оказывается у многих современных людей жизнь течет очень однообразно, пресно, без эмоций. А человек нуждается в эмоциях, они делают жизнь более привлекательной, как макароны нуждаются в соусе или специях, чтобы стать еще вкуснее. И ссора дает такие неординарные эмоции. Конечно это самый дешевый и не самый безопасный способ. Есть и другие. Но все они не менее опасные. Первобытный человек видел опасности на каждом шагу, и его нервная система умела их переживать. Современному человеку тоже нужны опасные занятия, они запоминаются, часто на всю жизнь, и дают заряд, которого хватает надолго.
Одним из таких опасных занятий является катание на лыжах в красивых горах и на больших высотах. В наше время горнолыжный отдых -- это целая индустрия, тратятся огромные деньги как на постройку горнолыжных курортов, так и на оборудование (лыжи, костюмы), которая все время прогрессирует. Одним из наиболее продвинутых районов, где горнолыжные курорты -- это большой бизнес, являются Альпы. С тех пор, как опустился железный занавес, и русские люди получили красные паспорта, Альпы стали доступны и для россиян, при условии, что есть деньги.
Мы с женой начали кататься за границей с 1999 года. Я сам впервые встал на горные лыжи в 1995 году и именно в Альпах, но это была просто случайность. Я катался по чужой путевке и на чужых лыжах. Свои лыжи, крепления и ботинки я купил в 1996 году, и первое время мы катались в Подмосковье, на станции Турист от Савеловского вокзала. В 1999 году мы поехали в Высокие Татры (Словакия) на автобусе, все остальные поездки, кроме 2003 года, были самолетом, в 2003 году добирались поездом, но это не понравилось. Итак, в 2000 году мы летали в Турцию (Паландокен), в 2001 году -- в Болгарию (Боровец), в 2002 году -- в Андорру, это уже была Европа, но там нам не очень понравилось.
Там я сломал свои первые лыжи, на следующий год купил вторые, старого образца и всего за 40 долларов. Это практически даром, учитывая то, что я катаюсь на них много лет, а ски-пас на две недели стоит 350 евро. Чуть раньше сломались дорогие мастерские крепления, к счастью это произошло в Москве, когда катались на небольшой горке. Я купил более простые крепления, которые нормально держат и хорошо отстегиваются когда падаю. А вот ботинки до сих пор в строю еще те, что были куплены в 1996 году. Им уже 17 лет, таких больше ни у кого нет.
Потом два года подряд мы ездили в Низкие Татры (Словакия). И наконец, в 2005 году мы впервые попали в Австрию. Это получилось случайно, мы сами даже не собирались, но нам предложили относительно недорогую путевку в турагенстве, правда на неделю, хотя раньше мы ездили на 10 дней или на две недели. И мы согласились. В Австрию мы ездили 5 лет, с перерывом на два года, когда вдруг стали требовать перевод всех документов на немецкий язык. В эти два года мы ездили в Банско (Болгария) на две недели. Это было в 2009 и 2010 годах. После этого перерыва мы стали ездить на две недели и в Альпы.
Обо всех этих местах можно рассказать отдельно, везьде свои особенности, свои плюсы и свои минусы. В 2012 году мы поняли, что Австрия нам надоела, стали выбирать между Италией и Францией. Надо сказать, что мы никогда не покупаем путевки заранее, всегда накануне. Тут есть некоторый риск, но куда-нибудь путевки всегда находятся. Собрать документы совсем не сложно, а турагенство за неделю все оформляет. Нам предложили относительно недорогую путевку в Куршевель 1550, в аппартаменты. Во Франции так принято, в отличие от Австрии, где пансионы с завтраком.
В аппартаментах есть кухня и можно готовить себе еду. Это очень удобно, дешевле, но надо знать хотя бы английский язык, чтобы объясниться, если что-то будет не так. Служба поддержки -- один человек на весь район, которому надо звонить по мобильному телефону и через Москву это дорого. И надо иметь кредитную карту, иначе приходится платить залог наличными, который потом надо успеть получить обратно, в день отъезда. И все же такая система нам больше понравилась. Стало ясно, что у Франции есть свои плюсы. О минусах как нибудь потом.
И вот наступил 2013 год, и мы сознательно поехали в курорт Тинь-2100, который нам рекомендовали знакомые. Путевки в нашей турфирме, где мы обычно покупаем, не нашлись, но нашлись в другой турфирме. И все вроде бы оптимально. И цена, и качество жилья. В этой статье я расскажу только об этой последней поездке практически по горячим следам. Об остальных тоже можно что-то написать по памяти, но это уже не так интересно, по крайней мере для меня. И это уже история.
Когда едешь далеко не в первый раз, то всех сложностей с оформлением уже не воспринимаешь. Звонок по телефону в турагенство, подробно объясняешь, что надо. На следующий день предлагают варианты: места и условия проживания. В интернете быстро находишь где это и что это. Выбираешь что надо и везешь половину денег и документы, среди которых главные -- это загран-паспорт, анкета и справка с места работы, либо выписка из банка для пенсионеров.
Когда все договоренности сделаны, отвозишь последние деньги, заключаешь договор, а буквально за день до вылета получаешь все документы назад, то есть паспорта с визой, страховку, информацию о рейсе (билеты уже давно не выписывают) и ваучер на жилье. В этот же день собирается чемодан. Сразу же напишу о расходах. Путевка на две недели стоит в среднем 50 тысяч рублей на человека. Ски-пас на месте еще 350 евро, это нам пенсионерам со скидкой. Хотя все так просто, но предстартовое состояние все таки волнует. Уже плохо работается. Сознание, что скоро привычный ритм жизни будет нарушен, заставляет подводить итоги, и не начинать что-то важное. Для меня таким итогом всегда является синхронизация всех данных на компьютере, который остается, с внешним винчестером, который забирается с собой. Такая синхронизация периодически необходима для защиты от потери данных. Ну и для переноса на более легкий ноутбук, точнее нетбук.
И вот наступил день перелета туда, 2 февраля. Рейс Москва -- Шамбери везет всех: и в Куршевель, и в Лес-Арк, и в Валь-д-Изер (Тинь). Вылет в 15 часов (поздно). Но хорошо то, что разница во времени 3 часа, во Франции всего 12 часов. Лететь 4 часа, дольше, чем в Австрию. Так как суббота и днем, то я попросил своего сына Игоря отвезти нас в аэропорт Домодедово. Он обычно легко соглашается, так как это еще одна возможность пообщаться. Перед выездом мы его кормим, это традиция.
В этом году стрессовые ситуации (те самые опасности) начались с самого начала. Игорь приехал на полчаса позже (пробки). А выехав из дома, мы тут же снова попали в пробку. Их не должно было быть в субботу днем, и на них расчет не делался. И все же в аэропорт мы добрались с каким-то небольшим запасом по времени. Но снова очередь при входе. Надо пропустить вещи через магнит, а самому пройти голым, то есть без металла. Для меня это всегда проблема. Как-то незаметно у меня накопилось электроники: мобильник, чтобы звонить, карманный компьютер, планшет, фотоаппарат, слуховой аппарат.
Всегда есть проблема как это перевозить, ведь нужно же использовать прямо в полете. Брать с собой сумку зимой нехорошо, электронные приборы не рекомендуют морозить. Я традиционно все это размещаю в карманах жилетки, после чего она становится очень тяжелой. В последнее время я использую карманный компьютер только для музыки, но он умеет все, даже делать научные вычисления. Ему уже 9 лет, он куплен в январе 2004 года и до сих пор работает с исходным аккумулятором. Тогда же я на него поставил интерпретатор языка программмирования Java, на котором сделал большую программу интерпретатора своего собственного языка программирования ACL. Ну а на планшете удобнее читать книги и смотреть кинофильмы, у него экран больше. Важно также, что два прибора -- это две батареи, и значит когда разрядится один, можно использовать другой.
Через магнит мы с женой проходили в разных очередях. Она любит занимать две очереди, мол какая быстрее. А они идут с одинаковой скоростью, вот так и получается. И пока я снимал куртку и свою жилетку, жена прошла раньше меня. Меня она почему-то не заметила и помчалась к стойке. Я прошел -- ее нигде нет. Позвонил по мобильному, узнал что она уже у стойки, взял лыжи, чемодан и пошел. А рюкзак взять забыл.
Подойдя к стойке, мы начали регистрироваться и тут только обнаружилась пропажа рюкзака. Я побежал назад, путь неблизкий, аэропорт большой. К счастью рюкзак еще стоял, отложенный в сторонку, и кто-то уже начал спрашивать, что это за беспризорная вещь. Я быстро подхватил рюкзак, и инцидент был исчерпан. Новое неудобство сейчас связано с регистрацией посадочных мест через интернет. Я не понимаю какой дурак это придумал, но это есть. Я поленился забронировать места, и в результате нам с женой дали места в разных рядах.
Новым для нас было еще и то, что женщина на стойке отказывалась регистрировать нас вместе. Заставила выложить из чемодана 1 килограмм, так как он у них весил 21 кг. Такого никогда не было. Мы всегда ставили вес на двоих. И вес я определял дома на напольных весах, чемодан весил 19 кг. У них определенно весы подкручены. Но все эти проблемы были легко решены, дальше все было как всегда. Четыре часа полета пролетели довольно быстро за чтением книги на планшете, плюс обед.
В Тинь ехать желающих было мало. Нас подсадили к тем, кто ехал в Лес-арк. В середине пути у нас была пересадка. И вот пересев в другой автобус я вдруг обнаружил, что у меня в жилетке больше нет пакета с паспортами, ваучерами и так далее. Это была катастрофа. К счастью первый автобус еще не ушел. Я быстро побежал туда, сказал что пропали документы, но в автобусе их не оказалось.
Тут кто-то сделал предположение, что они могли выпасть пока я доставал свой багаж из багажного отделения. Его сильно задвинули и пришлось повозиться, чтобы его достать. Вообще-то мне надо было жилетку застегнуть, но было очень жарко, +7 градусов, а мы были одеты по Москве, ну и в горах холодно. Я бросился туда -- там уже лежит другой багаж, но мой пакет подняли наверх, на перекладину, и один парень (не я) его увидел. Естественно я кричал всем "ищите пакет".
Это был момент типа тех, когда стоишь на краю пропасти, уже поскользнулся и есть большая вероятность упасть. Долго искать было нельзя, автобус бы ушел. Повезло то, что я сразу заметил пропажу. Если бы пять минут позднее, и у нас были бы очень большие проблемы. Но снова пронесло, документы вернулись на свое место, и я их сразу переложил в более надежную тару. Мы поехали на микроавтобусе, 6 человек и багаж. Было уже поздно и сначала надо было заселить пару, которая жила в отеле, они могли опоздать на регистрацию. Нам было не важно, нам дали ключи сразу, а регистрировались мы на следующий день.
В горах шел снег, уже не первый день, его было много. Ездить на машине было трудно. И снова приключение. Почти у самого конца, перед въездом в поселок Val Claret (один из трех в курорте Тинь), на наш микроавтобус налетел какой-то француз и стукнул машину в дверь. Якобы у него не сработали тормоза на повороте. Удар был не очень сильный, мы все не пострадали. Но ведь надо вызывать полицейского и разбираться кто виноват. Полицейский очень быстро понял кто француз, а кто нет. И сразу отпустил француза, который сразу оказался прав. А нас по двое пересадили в другую машину и развозили по местам.
Наш парень, представитель турфирмы, имел наш адрес, ключи от комнаты, но и сам не очень-то знал где это находится. По карте все нашли. Но у дома оказался один подъезд, в котором было 15 комнат, а наша 23. Что делать? Я предположил, что должен быть второй подъезд, но его не было видно. Оказывается дом завалило снегом так, что подъезды оказались в снегу по потолок. К одному вела лестница, которую откопали. А подход к другому откопали с другой стороны. Между подъездами было три метра расстояния и стена снега высотой в два метра.
В конце концов разобрались и с этим, и вот мы в комнате. Все нормально, есть постели. Время уже час ночи по Москве. Мы разобрали вещи, попили чаю с теми припасами, что взяли с собой, и легли спать. Наутро, разобрав вещи окончательно, после завтрака пошли искать нашу фирму Cis Immobilier, чтобы там отметили, что мы прибыли. Интересно, что в Куршевеле мы имели дело с этой же фирмой, так что уже был опыт.
Регистрация прошла очень просто, английского языка вполне хватало. Мы вернули полотенца, они у них идут за отдельную плату, и в Куршевеле, мы их сами просили, так как сразу нам не дали. На этот раз мы привезли свои, и чужие брать не стали. Нам выдали вторые ключи, средства для мойки посуды и ванны, мы заполнили все бумаги. Я показал свою карточку Master card, и этого оказалось достаточно. В Куршевеле я показывал французскую карточку Viza, русскую Maestro, женщина их вставляла в какой-то прибор и говорила, что не годятся. Пришлось платить залог наличными. На этот раз не было никакого прибора.
С карточками я так ситуацию и не понял. Им надо взять залог, якобы залог полностью возвращается, если ничего не сломано, не испорчено и комната убрана. Если не убрана снимают стоимость уборки. Но с нас взяли стоимость уборки уже в Москве. А если что сломано, то вычитают из залога. Но ведь они даже не интересуются сколько денег на карточке. У меня было много, но могло быть и мало. И как это определяют без проверки. Впрочем карточку я показываю в первый день, а потом живу две недели. Возможно у них есть способ узнать по номеру карточки сумму счета.
Следующая проблема -- узнать где магазин. Но она как-то сама решилась и быстро. Он оказался в первом же доме, который мы пошли осматривать, недалеко от Дома информации и касс продажи ски-пасов. Мы накупили все необходимые продукты, и даже чашку, так как в комнате оказалась только одна большая чашка, то ли вторую разбили, то ли и эту купили гости. Маленькие чашки для кофе были, но мы привыкли к чашкам на 350 грамм.
Справившись со всеми формальностями, мы вернулись в комнату, одели костюмы и пошли кататься. Выкат на подъемник был прямо от нашего дома, что очень удобно, а вот как правильно возвращаться на лыжах мы поняли не сразу, а только на третий день. Второй день мы возвращались на лыжах, но не совсем правильно. В первый день погода была в меру сносная, то есть хотя бы не было тумана. Был сильный ветер, много снега, сугробы, но все было видно. Мы неплохо покатались, освоив часть трасс.
В первый день мы обычно катаемся вместе, пока жена не раскатается, у нее это получается медленнее, чем у меня. Но обычно мы катаемся врозь, так как я катаюсь быстро, почти прямо, то есть не тормозя, а она боится развивать скорость. Тут, как говорится, у каждого свои проблемы. У меня хорошо развит вестибулярный аппарат, я почти никогда не падаю, и очень быстрая реакция, я мгновенно реагирую на события. И я умею падать, так как ходил в секцию самбо еще в школе, где меня учили. А у нее этого нет. И ей приходится быть намного осторожнее. Это отдельная тема и про нее можно долго рассказывать.
Я все же расскажу один эпизод, который запомнился. Однажды на работе мы отмечали какой-то праздник. И кто-то неудачно махнул рукой и задел бутылку дорогого конъяка. Все завороженно смотрели как она падает. А я чисто машинально, на автомате, успел подхватить ее до того, как из нее полился напиток и поставить ее на место. Все ахнули. Это действительно произошло очень быстро, и редко кто успевает среагировать. Были и другие случаи, но достаточно.
В день приезда мы поздно легли, но в первый день рано встали. Потом все же удалось отоспаться. Вечером мы пошли искать Дом информации, в котором якобы есть бесплатный интернет, через wi-fi. Нам его показал Сергей -- представитель нашей турфирмы. Там были светящиеся матрешки. По матрешкам мы его и искали, но оказалось, что это тот же дом, где мы покупали ски-пасы, только другой вход. Увидев людей с компьютерами, мы поняли что все правильно. Заодно зашли в магазин еще раз, так как забыли купить соль.
С интернетом здесь ситуация такая. В комнате компьютер ловит очень много сетей. Часть из них с паролем, но пароль нам не дадут. Часть без пароля, но стоит подключится и сразу выскакивает сайт, на котором надо платить по разным тарифам. 1 час стоит 3 евро. А скорость неизвестна. Платить можно по смс или по карточке. Это нам пока не подходит, пока мы не готовы. А в одном месте на весь поселок есть бесплатный wi-fi. И это уже подходит, хотя на один роутер может прийти много народа и тогда скорость связи не очень высокая. Кино не посмотришь, а почту получить и прогноз погоды узнать можно.
Второй день катания был уже полным. По прежнему шел снег и была плохая видимость. Так же дул сильный ветер. Так как условия были не благоприятные, мы продолжали кататься вместе и осваивать трассы. Мы были здесь впервые и все было незнакомо. Однако к середине дня жена сказала, что ей нужна простая горка, без высоты, без ветра и без тумана. Я уже заметил одну такую, рассказал ей как до нее добраться на автобусе (ски-басе) и мы расстались. Но к концу дня я тоже приехал на эту горку, и с нее мы добрались на лыжах домой.
В третий день мы катались врозь, был сильный ветер, но иногда даже солнце показывалось ненадолго. А в основном снова снег, пасмурно и сложно. Четвертый день был самый сложный из всех начальных. Ветра не было. Но весь день был такой туман, что даже не видно трассы, по которой едешь. Жена сказала, что маленькая горка ей надоела, нужна другая. Я уже заметил и вторую. Предложил поехать через вершину горы в другой поселок Val Claret (валь кларэ).
Чтобы было понятно стоит рассказать что представляет собой Тинь-2100. Это три небольших поселка на дне очень глубокой долины, окруженной красивыми горами. Место сказочно красивое, но горы настолько крутые, что выбрать места для спусков на лыжах непросто. Зато между поселками довольно часто ходит автобус (ски-бас). Но можно было и на лыжах. Для этого надо подняться наверх и потом можно спуститься в любой поселок.
Мы жили в поселке Le Lavachet (ле-лаваше). У нас было два подъемника в разные стороны. Один из них поднимал на высоту, с которой можно было попасть в средний поселок Tignes Le Lac (тинь-ле-лак), то есть озеро Тинь, второй поднимал так, что можно было спуститься в третий поселок Val Claret. Вот туда мы и направились. Оказавшись в поселке я вдруг обнаружил, что открыли фуникулер, который до этого был закрыт из-за плохой погоды. Мы решили посмотреть что это такое.
Это действительно интересно. Поезд из двух вагонов идет под землей под углом 30 градусов, несется очень быстро, как метро. Внутри тепло, сухо и нет ветра. Все замечательно. Но как только мы вышли на поверхность, то оказалось, что наверху такой туман, что не видно ничего. Жена сказала, что вниз не поедет и пошла назад снова в поезд. Как оказалось, она была не одна такая. А я поехал вниз в одиночестве, так как все уже уехали, пока мы совещались. Поначалу забыл надеть очки, и все было сносно видно. Но трасса поменяла направление и снег стал бить в глаза.
Я надел очки, но оказалось, что уже поздно. Несмотря на мороз, я прогрелся, и очки моментально запотели. И снимать нельзя, и не видно ни зги. Так слепой я и спустился вниз, без особых проблем, хотя и упал один раз, но очень просто. Лыжа закатилась в снег, я ничего не видел, и не смог встать в стойку, как положено. Из-за дефекта очков кататься было нельзя. Я решил поехать в Дом информации, прогреть очки, вытереть и одеть нормально. Пока ехал в автобусе, вдруг понял, что мы не выключили плиту, на которой варилась картошка.
Я точно ее не выключал, могла выключить жена, но я решил все равно проверить и поехал домой. Точно, картошка варилась на плите уже два часа. К счастью плита стояла на малом огне, кастрюля накрыта крышкой, вода выкипела только наполовину. Ликвидировав и эту опасность, я протер очки, правильно их надел, и снова поехал кататься. Катание было экстремальным. В середине дня бывало так, что я был на склоне один. Мне очень понравилась трасса Carline от подъемника Tichot. Названия я пишу, как написано на карте трасс по французски. Я ее уже хорошо изучил, спускался раз 10 и мог ехать быстро даже в тумане.
Кстати, там же я увидел первого бедолагу, которого увозили на санках с трассы. Видно что-то себе поломал. Такие всегда попадались. То на трассе, то в автобусе, а то и в аэропорту. В аэропорту один раз мы видели женщину в инвалидной коляске с ногой в гипсе. Хорошо отдохнула. У меня бывают годы, когда я вообще ни разу не падаю. Бывает, что падаю, но не больно. Это практически не считается. В Майрхофене (Австрия) я один раз неудачно упал, поскользнувшись на льдине, и был ушиб плеча. Я приземлился на локоть, а удар передался в плечо. Неделю катался без палок, так как рука не работала, было больно ее двигать. Еще пару раз (в Турции и в Австрии) я прижимал палкой большой палец при падении.
Самое сильное падение было в Андорре, когда я сломал железные лыжи. Я ехал по синей (пологой) трассе, очень ровной и простой. Как всегда на таких трассах я еду без тормозов, то есть прямо и на большой скорости. Я еще в детстве так катался с Уральских гор на простых лыжах. И вероятно я на что-то налетел, это так и осталось тайной. Лыжи встали как вкопанные. А я по инерции выскочил из лыж (они удачно отцепились) и пролетел по воздуху метров 10, если не больше. Пока летел отцепились палки. Я машинально сложился в клубок, приземлился на лоб, три раза перевернулся, и встал абсолютно целый. Только небольшое покраснение на лбу. А лыжи погнулись так, что их пришлось менять.
Пятый день был самым благоприятным из пяти. С утра облака были с просветами и временами даже светило солнце, снег не шел, и видимость была отличная. Мы снова начали кататься вместе с женой, ей надо было выбрать трассу, а мне попасть в Кассы, чтобы узнать: можно ли кататься в зоне Валь-д-Изера. Оказалось что можно. Затем мы снова поднялись вдвоем на фуникулере, и вдвоем же спустились по красной трассе. Затем я показал жене свою любимую трассу Carline, а сам поехал осваивать новые трассы Валь-д-Изера. Но там наверху довольно ровная местность, спуски дополняются подъемами и совсем не интересно. Я вернулся назад и впервые проехал по черной трассе trolles сверху, которая ведет в наш поселок.
При хорошей видимости и большом снеге особых проблем не было, хотя временами спуск был действительно очень крутой. Но после часа дня снова пошел снег и вновь появился туман. Я закончил катание, как-обычно в 13-45, а жена залезла на незнакомую трассу в туман и выбралась из нее только часом позже. Мы катаемся сразу четыре часа, от завтрака до обеда. За это время ноги уже сильно устают и больше кататься не хочется. Обычно это с 9-30 до 13-30. А есть такие, кто катается два часа до обеда и два часа после обеда. Примерно в районе 12-13 часов трассы очень заметно становятся пустыми.
Шестой день, пятница, 8 числа, был максимально хорошим. Лучше бывает очень редко. Было синее небо, светило солнце, ветра не было. Единственный минус -- было довольно холодно, -10 внизу (2000 м) и -20 наверху (3000 м). Но холод не проблема. Костюмы рассчитаны на любую погоду. А последнее время стало модно кататься в масках, то есть все лицо закрыто и холодный ветер при быстром спуске не страшен. Интересно то, что накануне прогноз на сайте самого курорта Тинь предсказывал сильный снегопад и никакого солнца. Похоже, что погоду в горах предсказать правильно невозможно даже накануне.
Мы очень хорошо покатались. Задача была поставлена такая: познакомиться с трассами, которые ведут вниз, то есть из нашего поселка Тинь-2100 в поселок Тинь-1550. Для этого надо было сначала подняться на вершину L'Aiguille (2700 м) и потом спускаться в другую сторону. Там не очень много спусков, но все интересные, а места сказочно красивые. Пониже уже начинается лес, трасса по лесу интереснее, чем по альпийским лугам. В долине есть небольшое озеро, и сам поселок зажат горами и производит впечатление чего-то экстремального. Так как места новые, мы снова были вдвоем. Жену нельзя отпускать одну, она непременно заблудится, она плохо ориентируется на местности. Даже не узнает те места, в которых мы уже были.
Вернувшись назад, мы расстались, и я снова поехал на фуникулер, в надежде попасть на большую кабину, которая везет в самую высокую точку Grande Motte (3400 м). Кабина вроде бы работала, но был перерыв из-за ветра. Сначала написали, что откроют в 1-00. Время было без 10 минут. Я подождал вместе с толпой народа. Но потом написали, что откроют в 1-30. Это уже не годилось. Я решил спускаться в расчете, что все дороги ведут вниз. Оказалось нет. Я попал на черную трассу leisse, которая заканчивается подъемником снова наверх.
Пришлось снова подняться и уже потом правильно спуститься. Вернулся я снова на лыжах через черную трассу trolles. На этот раз она была намного сложнее. Снег не шел и ее раскатали так, что лыжи не держали совсем. Приходилось спускаться боком, на максимальных тормозах и все равно быстро. Для этого надо уметь очень хорошо кататься по льду, этому я научился только через несколько лет катания в Австрии. В конце был очень крутой спуск, который надо было ехать прямо и на время. Смельчаков сделать это было не так много, но были. Я тоже решил попробовать. Хотя я так катаюсь с детства, все равно было страшно. Очень высокая гора и очень крутой спуск. Все прошло нормально, а в конце трассы стояли два парня и мне показали мое время на табло. В этот день удалось сделать много красивых фотографий.
Седьмой день, суббота, является самым средним по времени. Если бы мы катались одну неделю, то он был бы днем нашего отъезда. В этом году было отчетливо видно, что этого мало. То есть мы конечно покатались, но было много дней с плохой погодой, не все трассы были попробованы, и интерес к катанию еще не пропал. Но все же для многих этот день является днем отъезда или приезда, поэтому людей на трассе было мало. Один раз моей соседкой на подъемнике оказалась женщина лет 35, которая сразу попросила помочь ей сойти, так как она впервые села на подъемник, и то с большим трудом. Говорила она на английском языке, но откуда реально была понять было сложно.
Я ей показал, что надо лыжи ставить на подставку, а потом вовремя снять. Мне пришлось поднимать ограждение, так как остальные попутчики видимо были из такой же компании. Кто-то не успел снять лыжи с подставки. В общем, суббота -- это день катания только для тех, кто приезжает на две недели. Получается 6+6+суббота. То есть в двух неделях на один день больше, чем два раза по неделе. Надо сказать, что лыжники со стажем редко ездят на одну неделю. Это могут позволить себе только местные французы, которые и так катаются по выходным дням.
Что касается погоды, то она была не очень плохая, но и не очень хорошая. Тумана не было, трассу было видно. Ходили толстые облака, разрезанные кусочками синего неба. В основном было пасмурно, но иногда выглядывало солнце. Минусами были относительный мороз и умеренный ветер. Временами замерзали руки в перчатках. Маску приходилось надевать по максимуму. Так как погода была неустойчивая, я не рискнул поехать в зону катания Валь-д-Изера. Просто еще раз съездил вниз, в поселок Тинь-1550, покатался по известным трассам.
А в конце дня я полез на красную трассу, но такую, на которой специально ратрак не ходил. Она вся в буграх с вертикальными стенками, и спускаться можно было только по колее. Так как трасса узкая, то приходилось очень часто поворачивать на 180 градусов, что очень сложно вообще, а мне особенно. Ведь у меня очень длинные лыжи (195 см) и они хороши при быстрой езде скоростным спуском, но не на буграх. Но я все же справился, поначалу получалось не очень, но к концу трассы я уже вполне уверенно и быстро ее преодолел. Она называется saxifrage.
Надо сказать, что к седьмому дню катания уже полностью привыкаешь к этой работе. Многие трассы, которые в первые дни проходились с трудом, я уже проезжал на предельной скорости, почти не тормозя. Без особых проблем преодолевал черную трассу, соединяющую поселок Val Claret с другими двумя поселками. И это тоже аргумент в пользу двухнедельного катания. По настоящему начинаешь кататься лишь к концу первой недели.
Восьмой день, воскресенье, первый день второй недели. Наконец то погода полностью соответствовала прогнозу. Как и было обещано, с утра небо было синим, без единого пятнышка, все было идеально, кроме температуры, так как было немного холодно. На вершинах гор до -20. Но это небольшая проблема, когда катаешься, так как холода практически не чувствуется. Я наконец-то решил посмотреть новую зону катания Валь-д-Изер. По карте легко было выбрать маршрут. Главной достопримечательностью опять являлся фуникулер.
Я спустился к фуникулеру по кратчайшей траектории и прокатился на нем. В зоне Валь-д-Изера фуникулер поменьше, и начинает на земле, какое-то небольшое расстояние он идет по склону поверх земли, а потом под горой. С такими сооружениями мы столкнулись впервые. Ни в Австрии, ни в трех долинах (Куршевель и другие) их не было. Наверно очень дорогое удовольствие -- рыть тоннель в горах. Но зато транспорт не зависит от погоды: ветра, снега и так далее. И более безопасен. Потому что кабины на канатах все таки падают. Редко, но бывает.
В зоне катания Валь-д-Изер есть свои особенности, много трасс и все они другие. Поэтому катание там дает какие-то новые впечатления. Вообще чем больше зона катания, тем интереснее кататься. Катание по одному и тому же склону все-же надоедает. Однако солнце продержалось недолго. Сначала появились высокие тонкие облака (их называют перистыми). А вслед за ними пришли более плотные облака и полностью закрыли солнце.
К часу дня стало пасмурно, а очки жены, с которыми я катался, на такую погоду не рассчитаны, они темные. Понимая это, я вернулся назад еще раньше, снова спустился по черной трассе в Дому информации, посидел на лавочке и пожевал сухариков. В первые дни мы не брали с собой никакой еды, но глядя на других, стали брать кое какую легкую закуску. А многие возят с собой рюкзаки с полномасштабным питанием. Интересно, что ресторанов тоже полно, и они не пустуют.
Этот вопрос я так и не понял. В Куршевеле было мало ресторанов, и те немногие, что были, стояли пустые. Здесь тоже у многих аппартаменты, да видимо не у всех. Многие обедали в ресторанах на горе, это было видно по лесу лыж вокруг ресторанов в обеденное время. В Австрии мы жили в пансионах с завтраком и без кухни. И тоже обедали в ресторанах на горе, других вариантов просто не было. А вечером лишь чай, приготовленный с кипятильником. Но, имея кухню, ходить в ресторан не очень интересно, по крайней мере нам. Куда лучше приготовить еду себе самому, да и с языком проблемы.
Потом я покатался на старых проверенных трассах, но даже на них кататься было тяжело. Хотя все вокруг видно, но снег под ногами слипается в одно белое покрывало. Не видно ни ям, ни бугров, очень трудно реагировать на препятствия. К тому же катание на большой скорости порядком утомили ноги. Я решил вернуться на автобусе и больше не рисковать спускаться по черной трассе. В целом день был совсем не плохой. Сейчас, после обеда, когда я его описываю по горячим следам, опять идет снег, видимость плохая, то есть погода снова испортилась.
Девятый день, понедельник. На трассах, как и неделю назад было очень много народа. И это при том, что погода была плохая. Вечером прошлого дня пошел снег, он шел всю ночь, и все трассы мало чем отличались от целины. Снег шел весь день, который я описываю. Тумана не было, но плотные облака полностью закрывали солнце, рассеянный свет делал снег под ногами невидимым, и это было тем более опасно, что на трассах были завалы снега, кое где даже бугры. Свет в очках даже в середине дня был как поздно вечером, почти потемки.
Но мы уже стали бывалыми горнолыжниками, и это не очень мешало. Тем не менее, пришлось кататься по проверенным трассам и очень осторожно, на малой скорости. Интересно, что когда светит солнце и снег не идет, трассы становятся очень скользкими, и надо уметь кататься в таких условиях. Я этому научился в Австрии, когда были как раз такие условия. А вот кататься по целине так и не научился. При моих длинных лыжах это очень неудобно. И вот сейчас приходится учиться. Что-то немного стало получаться, но до мастеров катания по целине мне еще далеко.
Один раз я решил, что раз нельзя ездить быстро, пойду-ка я снова на крутую трассу saxifrage с буграми. Пошел. Все таки уже второй раз, уверенности больше. Но ничего не видно. При первом же повороте немного увеличилась скорость, я вдруг провалился в глубокую яму, которую не видел, потом налетел на бугор жесткого снега. Я не упал, но стало ясно, что поворачивать обычным образом я там не смогу. Одно время даже появилась мысль повернуть обратно, пока не поздно.
Но я остался, и просто сменил тактику. Стал спускаться боком на одной стороне не поворачивая на другую. Когда лыжи доходили до края трассы, я толкаясь палками пятился назад и снова спускался боком. Так мне удалось преодолеть крутой участок. Потом стало полегче и всю остальную трассу я прошел не хуже других. Других было много, но почти все пошли на черную трассу, а я остался на красной, со мной было еще 4 человека.
В целом, несмотря на погоду, день мне понравился. Я нашел выход к еще двум подъемникам, которые были новыми, проехал по кое каким новым трассам, но надо будет еще посмотреть эти трассы. Также я заметил двух необычных горнолыжников. Один сидел в кресле, установленном на лыжах, и ноги у него не работали. Управление осуществлялось руками, в которых были палки с маленькими лыжами. Других было трое. Они катались на лыжном самокате. Ноги стояли на лыжах, которые были скреплены и соединялись рамой с палкой, на которой сверху был руль, а снизу снова лыжи.
Как они все катались я не видел, но они стояли на довольно крутых склонах, с которых спускаться и нормальному горнолыжнику не просто. К концу дня я все таки наловчился кататься прямо и на большой скорости на тех участках, которые мне были знакомы по прежним дням. Кататься не видя снега неприятно, но возможно. Этому просто надо научиться. К сожалению, у человека есть эффект темноты. Как только становится темно, человек может передвигаться только очень медленно, наощупь. А вот слепые как-то умеют ходить достаточно быстро. Все дело в привычке.
Десятый день, вторник, 12 февраля. Согласно прогнозу должен был быть снег и темно, то есть как предыдущий день. Снег действительно шел весь день, и поначалу было темно. Однако в интервале времени от 10 до 12 часов, облака вдруг стали тонкими, и через них просвечивало солнце. Стало светлее и была отличная видимость. Временами даже появлялись куски синего неба, но снег шел. Я решил воспользоваться хорошей погодой и закрыть пустующие клетки в таблице.
Прежде всего я снова пошел на трассу saxifrage, но на этот раз свернул с нее на черную трассу oeillet, которая на карте обозначена пунктиром. Это означает, что трасса представляет собой просто узкий кусок целины на крутом склоне. Ее не ратрачат, и там снега по пояс и бугры. Красную часть, то есть saxifrage, я проходил третий раз и при хорошем освещении. Проблем не было, и я нормально ее проехал. Черную часть я прошел строго по трассе, то есть в пределах узкой полосы. Многие халтурят, сворачивают на целину и по длинной траектории с небольшим наклоном спускаются вниз.
Но я решил не халтурить. Все прошло без проблем, хотя и не так быстро, как некоторые, у которых уже был опыт и техника. Я мало катался по целине и по буграм, да и то это было давно, так что для меня это была учеба. Затем я поднялся на самый верх L'Aiguille, чтобы сфотографировать интересные скульптуры, которые ветер выдул из скал. Спуск там был по красной трассе, которая тоже была вся в буграх. Снег шел два дня и его намело столько, что от работы ратраков не осталось и следа.
Почему-то я спустился к подъемнику, который снова ведет на ту же вершину. Зато это была новая трасса. Спустившись еще раз я повернул в сторону новых трасс, которые ведут в поселок Val Claret. Это Merles, откуда есть спуск на Grattalu. Это уже вершина подъемника Tichot в зоне Val Claret. То есть я уже в поселке. Но я не поехал вниз, а решил подняться на новую черную трассу на подъемнике Col Des Ves. Пока поднимался появилась черная низкая туча. А уже испугался, что придется спускаться в тумане по незнакомой черной трассе. Но нет, я успел спуститься при хорошей видимости.
Спуск был похож на тот, что я прошел накануне. Но на этот раз я уже чувствовал себя уверенно и спускался быстро и технично, не хуже других, а может и лучше некоторых. Однако новички на такие трассы не ходят, там очень хорошо подготовленная молодежь. А я в мои 69 лет и с лыжами почти 2 метра, да еще впервые на трассе, как раз и был новичком. Там я один раз сел на снег. Не то, чтобы упал, но и на ногах не удержался. Однако падением это считать не стоит, сноубордисты очень часто так садятся, а потом встают. Скорость была почти нулевая.
Интересно, что французы про такие трассы пишут "не для дам", хотя женщины там все равно бывают. Назад я вернулся через подъемники Grattalu и Grand Huit. Время было 12-30. И в это время как раз погода испортилась окончательно, повалил сильный снег из толстых облаков, видимость снова пропала. Передохнув, остальную часть дня я катался прямо на легкой горке в поселке Tignes Le Lac. Жена, кажется, каталась там весь день. Трасса называется rosset.
Одиннадцатый день. В соответствии с прогнозом погода была замечательная, светило солнце, было не очень холодно, ветра не было. Можно было кататься в свое удовольствие. Также удалось сделать красивые фотографии. Жена тоже взяла свой фотоаппарат, который я ей подарил на день рождения, отдав свой. А себе купил другой. До этого у нее был пленочный фотоаппарат, который безнадежно устарел. Однако в этот одиннадцатый день у нее фотоаппарат по неизвестной причине поломался. Что произошло сказать трудно. При включении фотоаппарата возникает надпись "System error" с указанием четырехбайтового адреса.
Мой фотоаппарат работал исправно. План на день был такой. Я сначала показал жене новые трассы за пределами нашей долины, на которые можно попасть через подъем, спуск и снова подьем. Надо сказать, что я с большим трудом и не сразу понял как туда люди попадают. Обычно там бывает очень мало народа. Но сегодня было столпотворение. Впервые пришлось стоять в очередь на подъемник Grattalu. Однако скамейки широкие и очередь шла очень быстро.
Потом мы расстались. Жена сказала, что ей здесь понравилось и она останется тут. А я поехал в зону катания Валь-д-Изер. Я хотел посмотреть новые места, но не получилось. Проехав стандартной дорогой до фуникулера и поднявшись, я решил передохнуть и перекусить, время уже подошло. Кстати, на этот раз я спускался к фуникулеру немного другой дорогой и попал на узкую и крутую трассу, раскатанную до льда. Это тем более было удивительно, что ведь снег шел все дни. Впрочем по непонятным причинам народу было полно всюду и все трассы были раскатаны в бугры.
Единственное объяснение этому феномену состоит в том, что в плохую погоду не все приехавшие катаются, или катаются близко от дома и на простых трассах. Пока я сидел, загорал и отдыхал, облако подошло и село на вершину, на которой я находился. Сразу стало туманно, и пришлось думать о том, чтобы возвращаться домой. Оказалось, что путь домой был неблизкий. Даже при большой скорости спусков я все равно вернулся на горку, с которой мы скатываемся к нашему дому в 13-45. Жена уже была там. Еще немного покатавшись, мы вернулись домой.
По дороге домой из Валь-д-Изера я попал на скамейку вместе с двумя девушками, у которых лыжи были взяты напрокат. Я спросил: где? Они сказали, что в Валь-д-Изере, где они и жили. Они уже несколько лет ездят только в Валь-д-Изер. А потом они стали обсуждать мои древние лыжи, даже решили, что я их купил во времена Советского Союза. Это не совсем так, я лыжи купил в 2002 году после поездки в Андорру. Но тогда они уже были не модные, и их продавали со скидкой. Свои первые лыжи я купил за 200 долларов, а эти за 40. Но я вполне научился на них кататься, и так как мне не нужно ставить рекорды, не вижу смысла их менять.
Предпоследний день, 14 февраля. Катаемся уже очень давно, но еще не надоело. Кататься стало совсем легко, все былое умение вернулось в полной мере, и на любой трассе есть уверенность. В полном соответствии с прогнозом хорошая погода была утром, к середине дня она испортилась. С утра было полностью чистое небо, потом солнце стали закрывать тонкие перистые облака, но солнечный свет легко проходил, и все вокруг было хорошо видно. Постепенно облака становились все более толстыми, солнечный свет все более тусклым, а потом он и вовсе пропал. В часу дня снег снова стал невидимым.
В прошлом году в Куршевеле я сумел объездить все трассы трех долин. На этот раз зона катания Валь-д-Изера оставалась недостижимой. Как раз в этот день я решил исправить положение и сразу поехать в Валь-д-Изер. Но жена тоже захотела посмотреть на эту зону катания и собралась ехать со мной. Мы поехали, пришлось искать синие трассы, что было не так просто. Я свозил ее к началу фуникулера, затем мы поднялись и спустились по относительно крутой красной трассе. Она была легкая, то есть широкая и с плоским участком внизу.
Но жене это не понравилось. Она запросилась обратно. Пришлось проделать довольно длинный путь назад до подъемника, который поднимает назад в нашу зону Тиня. Я довез ее до подъемника, так как сама она не ориентировалась на местности и не знала куда ехать. Она поехала назад, а я остался. Но пришлось снова повторить примерно тот же маршрут, до той же вершины. Правда на этот раз я прошел по другим трассам и поднимался на других подъемниках. С вершины Fontaine Froide я спустился вниз в поселок по синей трассе Santons. Ее особенность состояла в том, что трасса проходила по дну узкой долины между двумя склонами, и народу там было очень много.
Я решил не рисковать и спускался как все, то есть медленно. Только в самом конце я съехал прямо. чтобы набрать скорость. Трасса выходила на дорогу, которая шла вдоль поселка Валь-д-Изер. Так по дороге я добрался до кабины Solaise и решил прокатиться на кабине. Туда никто не шел и было не очень понятно даже где там вход. Весь народ ехал на более быстрые скамейки, которые поднимали туда же. Все таки добравшись до кабины я на ней поднялся. При этом потерял какое-то время. Как раз в это время погода и испортилась. С вершины Solaise 2560 можно было подниматься еще дальше, на другие склоны, но у меня уже не было ни времени, ни желания, так как ноги стали уставать.
Я спустился обратно по красной трассе plan и Piste M к началу подъемника-кабины L'Olympique, который снова поднял меня на вершину Fontaine Froide. Далее мне предстояло снова повторить путь назад, который я уже проехал с женой. Но на этот раз я был один, народу было мало, и я промчался весь путь на предельной скорости, практически на прямых лыжах. Вернувшись на нашу вершину Toviere я обнаружил, что снег совсем не видно. Поэтому спустившись по трассе Henry (piste H) в поселок Val Claret я сел на автобус и вернулся на нашу финальную горку rosset в 2 часа. Жена уже была там. Мы пару раз спустились и поехали домой. В целом катание было хорошим, кататься не надоело. Но в этот день я устал немного больше, чем в другие дни.
Интересно отметить, что все склоны очень быстро раскатали и появились скользкие места. Я их не боюсь, хотя кататься по скользкой трассе, да еще если она узкая и на ней много народа, довольно сложно. Интересно, что народ в целом катается очень неплохо. Никто не падает и все соблюдают правила дорожного движения. Никаких налетов, столкновений и так далее. Я уже писал, что видимо новички не ходят на сложные трассы. Но на них были видны школьники, которые очень неплохо спускаются. Забыл отметить, что расставшись с женой я спустился и затем поднялся на кабине Daille, и на скамейках Mont Blanc и Marmottes.
Последний день, тринадцатый. Число известно какое, и опять экстремально плохая погода. Снег, туман, ветер, видимость нулевая, на трассах сугробы. Кататься было очень тяжело, но хотелось. Как ни странно, после многих дней катания, заниматься этим вовсе не надоело. Жена сразу испугалась, и мы расстались выйдя из дома. Я поднялся на подъемнике Chaudannes и спустился по красной трассе bleuets. Это был один из двух подъемников, к которым мы могли спуститься прямо от дома, и мы часто начинали катание таким способом. Жена в хорошую погоду даже любила спускаться по этой красной трассе.
Эта трасса приводила в соседний поселок Le Lac, из которого я поднялся по подъемнику Palafour. Это тоже один из двух возможных вариантов. Далее я скатился к подъемнику Merles и спустился к началу своей любимой трассы Carline, и к вершине подъемника Tichot. В последний день хотелось покататься всюду, несмотря на плохую погоду. Я пару раз спустился по Carline, поднимаясь по Tichot. Своеобразие погоды было в том, что температура в долине была плюсовая, но на скамейках при подъеме так продувало, что мало не покажется.
Поэтому температурный режим был такой. что при стандартной одежде нагреваешься при спуске и остываешь при подъеме. Поднимаясь второй раз на Tichot, я заметил, что народ все таки спускается справа. Я никак не мог понять как они туда попадают. На этот раз три парня вышли из подъемника и пошли вправо. Я решил пойти за ними. Там не было никакой разметки, но палки торчали. Парни быстро укатили, я их не догнал, да и не собирался.
Однако дорога привела меня на олимпийскую трассу слалома. Олимпийские игры здесь проходили в 1992 году, но трасса осталась. Но она не предназначалась для массового катания. Снег там не убирали, и свежего пушистого снега там было по колено. Спускаться пришлось фактически по целине, но под снегом каким-то образом оказались бугры. Я естественно не торопился и ехал в основном параллельно склону, нормально заворачивая. При поворотах какое-то расстояние приходилось ехать вниз и скорость сразу возрастала.
И вот на приличной скорости я налетел на бугор, которого совершенно не было видно под снегом. Тело сложилось и грудь упала на ноги. Я не упал, но в нагрудном кармане у меня был железный фотоаппарат. И вот эта железяка явилась тем предметом, на который я как бы упал, и я прилично стукнул себе ребро. Ребро болело весь остаток дня. Не сильно, но заметно. Спустившись, я поднялся снова, и вдруг в небе появился просвет. Я решил еще раз спуститься по Carline. На этот раз снег было видно и скорость сразу возросла.
Время было 12 часов, пора было назад. Дорога стандартная, через подъемники Tichot, Grattalu, Grand Huit. Погода снова испортилась и приходилось спускаться в тумане. Часто я на трассе был один. Временами кого-то обгонял, либо меня обгоняли. Желающих кататься в такую погоду было мало. Я благополучно приехал на свою скамейку у Дома информации. Пожалуй единственный эпизод был, и состоял он в том, что перед подъемником Grand Huit надо разгоняться, чтобы потом не идти пешком в гору.
Я начал это делать слишком рано. И не видя под собой снега налетел на бугры и меня затрясло так, что я подумал: "все, не удержусь". Но инстинкты сделали свое дело, я все же не упал и нормально доехал на большой скорости. В это время даже солнце стало просвечивать через облака. Видимость улучшилась. Посидев и пожевав сухариков, я решил подняться на втором подъемнике Aeroski и покататься в зоне Валь-д-Изера.
Но когда я поднялся на вершину, начался такой сильный туман, что ничего совсем не было видно. Я спустился по трассе Creux сразу к подъемнику Tommeuses -- дороге назад. Кстати эту трассу я прошел впервые, раньше мы все время спускались по трассе Edelweiss, которая идет правее. На трассе, кроме меня было всего несколько человек. В такую погоду далеко уезжать не хотелось. Вернувшись назад на вершину, я спустился в другую сторону по Henry, снова в поселок Val Claret.
Пора было держать путь домой и снова по тому же маршруту, что и утром. И снова приключение. Перед подъемником Grand Huit большая очередь, сам подъемник стоит. Наконец вышел работник и сказал, что подъемник не пойдет по техническим причинам. Пришлось всем карабкаться в гору на другой подъемник Merles, который везет в другую сторону. Мне повезло, что я опоздал и не успел сесть на скамейку. Хотя почти все скамейки были пустые, примерно пять были заняты, и эти несчастные висели на ветру неизвестно сколько времени.
А я снова оказался в поселке Val Claret, просто сел на автобус, и приехал в Le Lac. Шел уже третий час. Я нашел жену на нашем стандартном спуске и мы поехали домой. Так закончилось катание 2013 года. Интересно, что даже после тринадцати дней кататься не расхотелось, не надоело. Хотя конечно понимание того, что "делу время, а потехе час" было, и что пора ехать домой, тоже было ясно. В этом году мы увидели здесь такое количество снега, какое до сих пор нигде не видели. Вообще именно в горах и видишь настоящую зиму среди замечательной природы. Зимний отдых в горах по количеству впечатлений намного превосходит летний. Даже поработать некогда.
Возвращение назад прошло строго по плану и без происшествий. Как назло, стояла исключительно хорошая погода, солнце, чистое небо, немного холодно, но в меру. Накануне мы собрали все неактуальные вещи. Спать мне было тяжело, потому что побитое ребро болело при любом повороте тела, а ворочаться я люблю, особенно когда не спится. Если лежишь неподвижно в любой позе, боль затихает и ничего не чувствуешь. Но стоит сменить распределение нагрузки и боль возникает снова. Тем не менее, удалось немного поспать, и я все равно отдохнул.
Утром мы плотно поели остатками еды, вычистили комнату, и я побежал в офис отдавать ключи. Мы жили в частном секторе, и нас вообще никто не проверял. Одна женщина сидела в офисе компании Cis Immobilier и просто выдавала и принимала ключи, а также реагировала на жалобы. Я отдал ключи и пошел назад. Затем мы с Наташей потащили вещи на остановку автобуса ски-баса, благо она была недалеко. Особенностью Тиня было то, что нас не забирали от отеля, а только от Дома информации. Впрочем ски-бас как раз привозил к этому дому.
Накануне нам сообщили, что автобус в аэропорт будет в 12 часов, а номер надо было сдать до 10 часов. Так что мы 2 часа подождали в Доме информации, но там не было скучно. Интересно, что назад все было наоборот. Большой автобус забрал много людей из Валь-д-Изера и Тиня, а люди из Лес-арка подсаживались к нам по дороге. Автобус ехал 4 часа, очень долго. Причина в том, что мы почти сразу, как только спустились с гор, попали в пробку. Позднее оказалось, что это не пробка, а естественное препятствие. В одном месте дорога проходила по высокому мосту через глубокое ущелье и потом сразу ныряла в тоннель под горой.
На мосту движение регулировал светофор, там была всего одна колея и много машин запускать на мост было нельзя. Поэтому движение было очень медленным. После этого препятствия мы помчались в быстром темпе и приехали за час до вылета. Для нас сразу приготовили много стоек регистрации, так что все успели, и мы вовремя, в 5 часов, сели в самолет. Однако, посадив всех пассажиров на свои места, самолет еще целый час простоял без движения. Соответственно вместо 4 часов полета у нас получилось 5, и это было не быстро.
Зато, несмотря на поздний час, нас накормили полным обедом, что было совсем не лишним. В прошлом году мы летели тем же рейсом и получили только бутерброды. По дороге к аэропорту из автобуса открывались очень красивые виды. Я пожалел, что убрал фотоаппарат на полку вместе с курткой и поленился вытащить. Но потом оказалось, что фотографии из автобуса, которые я успел сделать все равно получились с брачком. Снимать можно только прислонив фотоаппарат к стеклу окна и то если нет ближних предметов, деревьев, например. Но они есть, а сидел я вовсе не у окна.
Из самолета тоже удалось сделать всего три снимка, после чего сразу стемнело. Прилетели мы в полпервого ночи по московскому времени. Сразу взяли такси через агенство, стоило это 1800 рублей с наценкой за лыжи. Но тут уже не было вариантов, ночью дешевле не бывает. И в 2 часа ночи мы были уже дома. Впрочем по нашим часам время было только 11 часов вечера. Так закончилось наше горнолыжной приключение 2013 года.
Скажу только, что ребро все еще болит, когда я пишу эти последние слова на следующий день 17 числа. Но боль не сильная и возникает не часто. Этот факт конечно несколько снижает оценку приключениям 2013 года, но все равно она остается положительной. Интересно, что несмотря на то, что возраст увеличивается, кататься совсем не трудно, бытовые проблемы не мучают, а дорога туда и обратно переносится легко. Так получилось, что у меня каждый год выделенными месяцами оказываются февраль, май, август. В эти месяцы я покидаю дом из года в год. Первый этап прошел, значит год действительно в самом разгаре. Интересно, что мы убрали новогоднюю елку как раз перед поездкой.
Виктор Кон, 17.02.2013